| ||||||||||||||||||||||||
|
Вся компьютерная графика делится на две большие ветви: растровую и векторную. Растровый файл представляет собой прямоугольную матрицу (bitmap), разделенную на маленькие квадратики - пиксели (pixel - picture element). Чем больше пикселей в каждом квадратном дюйме на матрице, тем выше разрешение файла, тем выше качество графики, тем больше объем файла. Данная структура характерна для всех растровых форматов. Различаются они способностью нести какую-либо дополнительную информацию, количеством информации о цвете, которую можно определить для каждого пикселя, способом архивации, другими особенностями. Растровое изображение - это изображение, где каждый пиксель на картинке задаётся числом которое представляет собой номер цвета в текущей палитре. Векторы представляют собой математическое описание объектов относительно точки начала координат. Чтобы компьютер нарисовал прямую, нужны координаты двух точек, которые связываются по кратчайшей, для дуги задается радиус и т.д. Таким образом, векторная иллюстрация - это набор геометрических примитивов. Сложность при передаче данных из одного векторного формата в другой заключается в использовании программами различных алгоритмов, разной математики при построении одних и тех же объектов. При создании графики Web-сайтов дизайнерам и программистам постоянно приходится делать выбор в соотношении объем/качество графических файлов. Учитывая невысокую скоростную способность многих интернет-каналов (например, через модем скорость обмена данными может не превышать 20 Кбит/c) чаще всего выбор делается в ущерб качеству, чтобы добиться максимального сжатия графического файла. Рассмотрим наиболее часто используемые форматы графики и определим их сетевую пригодность. Растровая графика Формат BMP (BitMaP) Формат файла BMP - это "родной" формат растровой графики для Windows, поскольку он наиболее близко соответствует внутреннему формату Windows, в котором эта система хранит свои растровые массивы. Данный формат также читается компьютерами Macintosh. Для имени файла, представленного в BMP-формате, чаще всего используется расширение BMP, хотя некоторые файлы имеют расширение RLE, означающее run length encoding (кодирование длины серий, когда вместо передачи цепочки из одинаковых символов передаются символ и значение длины цепочки. Сжатие выполняется факультативно). Например, подряд записаны пять одинаковых символов с кодом XX. Вместо записи XX XX XX XX XX, используя RLE, делается более короткая: 05 XX. Здесь 05 определяет число повторений. Файлы BMP содержат таблицу цветов, где представлены значения основных цветов RGB (красный, зеленый, синий от red, green, blue) для используемых в изображении цветов. Информация о цвете каждого пиксела кодируется 1, 4, 8, 16 или 24 бит (бит/пиксел). Числом бит/пиксел, называемым также глубиной представления цвета, определяется максимальное число цветов в изображении. Изображение при глубине 1 бит/пиксел может иметь всего два цвета, а при глубине 24 бит/пиксел - более 16 млн. различных цветов. В Интернете используется только в одном случае: когда требуется выложить архив графических файлов высокого качества, сжатый архиватором, например ZIP. Применение RLE-сжатия не рекомендуется, так как многие программы таких файлов не понимают.
Формат
GIF (Graphic
Interchange Format)
Формат GIF
применяет те же алгоритмы сжатия, что и обычные программы-архиваторы
(LZW-компрессию).
Алгоритм LZW назван по именам его создателей
- математиков Лемпела
- Зива
- Велча (Lempel,
Ziv, Welch).
Используется для сжатия графических файлов
GIF без потерь. Основан на
алгоритме поиска одинаковых последовательностей во всем файле.
Алгоритм
LZW
позволяет, просматривая
файлы,
записывать повторяющиеся 8-разрядные символы в создаваемый
словарь. В результате создается словарь, в котором каждому
повторяющемуся символу приписывается короткий
код.
После сжатия данных вместо 8-разрядных символов записываются их коды.
К
особенностям формата можно отнести то, что GIF-формат позволяет записывать
изображение "через строчку" (Interlaced), благодаря чему, имея только
часть файла, можно увидеть изображение целиком, но с меньшим разрешением.
Эта возможность широко применяется в Интернете на сайтах. Сначала
посетитель страницы видит
картинку с меньшим разрешением, что дает ему возможность
понять, о чем идет речь и принять решение:
следует ли дождаться конца загрузки. Это достигается за счет
подгрузки сначала 1, 5, 10 и так далее строчек пикселей и растягиванием
данных между ними, вторым проходом следуют 2, 6, 11 строчки и дальше.
Качество изображения как бы постепенно увеличивается. В конце концов
подгружается все изображение полностью. Чересстрочная запись незначительно
увеличивает размер файла.
Важной особенностью GIFформата
является возможность задавать прозрачный фон графических файлов.
Прозрачность обеспечивается за счет дополнительных данных (Alpha-канала),
сохраняемых в файле.
Второй важной особенностью
является GIF-анимация. Когда файл
содержит не одну, а несколько растровых картинок, которые
браузеры Интернета могут подгружать одну за другой с указанной в
файле частотой. Благодаря чему достигается эффект
мультипликации.
Основное же ограничение формата GIF состоит в том, что цветное изображение
может быть записано с использованием не более чем 256 цветов. Наиболее
часто в сети Интернет GIF-формат используется для
создания: -рисунков
с небольшим количеством цветов,
В качестве альтернативы устаревшему GIF-формату был
разработан относительно недавно формат PNG
Формат
JPEG (Joint
Photographic Expert Group)
С
Строго говоря,
JPEG- это не формат, а алгоритм сжатия, основанный не на поиске одинаковых элементов, как в RLE и LZW, а
на разнице между пикселями. Кодирование данных происходит в несколько этапов.
Сжатие
JPEG
основано на потере
малосущественной информации (не различимые для глаза оттенки кодируются
одинаково, коды могут стать короче.
И чем выше уровень компрессии, тем больше данных отбрасывается - соответственно, тем ниже качество. Используя JPEG, можно получить файл в 10-500 раз меньше, чем ВМР. Формат аппаратно независим, полностью поддерживается на РС и Macintosh.
К недостаткам можно отнести то, что JPEG не поддерживает анимацию и
прозрачность, пригоден в подавляющем большинстве случаев только для публикации полноцветных изображений.
Следует отметить,
что
JPEG
лучше сжимает растровые картинки фотографического качества, чем логотипы или схемы. Лучше сжимаются и с меньшими потерями также большие изображения или изображения с высоким разрешением (200-300 и более dpi).
При использовании данного
форматом следует сохранять только конечный вариант работы, потому что каждое пересохранение приводит к новым потерям (отбрасыванию) данных и, в конечном счете, превращению исходного изображения в
груду разноцветного песка.
Формат
Формат файлов изображения, снабженных
тегами. Теги хранят информацию об изображении. В спецификации формата файлов
TIFF определено более 70 различных типов тегов. Например, тег одного типа
хранит информацию о ширине изображения в пикселах, другого - информацию о
его высоте. В теге третьего типа хранится таблица цветов (при
необходимости), а тег четвертого типа содержит сами данные растрового
массива. Изображение, закодированное в файле TIFF, полностью определяется
его тегами, и этот формат файла легко расширяется, поскольку для придания
файлу дополнительных свойств достаточно лишь определить дополнительные типы
тегов.
Важным достоинством этого формата является его переносимость на разные платформы (при сохранении можно создать документ, доступный для чтения на компьютерах, совместимых с IBM PC или Macintosh), он импортируется во всех программах настольных издательских систем, его можно открыть и с ним работать практически в любой программе пиксельной графики. Этот формат имеет самый широкий диапазон передачи цветов: от монохромного до 24-битной модели RGB Изображения, предназначенные для импорта в векторные редакторы и издательские системы, лучше всего сохранять в этом формате. TIFF может использовать алгоритм LZW для сжатия данных без потерь. Однако следует иметь в виду, что некоторые старые редакторы и программы не могут читать сжатые TIFF-файлы. Ради совместимости с ними сжатие не применяют и тогда TIFF-файлы получаются довольно объемистыми. Формат TIFF остается одним из лучших для передачи растровых массивов с одной платформы на другую благодаря своей универсальности, позволяющей кодировать в двоичном виде практически любое изображение без потери его визуальных или каких-либо иных атрибутов. Однако в Интернете пока используется очень редко. Таблица1.7. Ф о р м а т ы г р а ф и к и
Векторная графика Формат WMF (Windows Metafile — метафайл Windows)Формат WMF является собственным векторным форматом Windows. Он понятен практически всем приложениям Windows, так или иначе связанным с векторной графикой, но не воспринимается большинством программ Mac OS. При экспорте в WMF некоторые параметры и объекты изображений, созданных в векторных редакторах, могут не сохраняться. Файлы этого формата имеют расширение wmf. В сети практически не используется.Формат SWF (Small Web Format) Этот формат был разработан компанией Maсromedia и активно продвигается на рынок и в сеть. SWF-формат является в настоящее время единственным векторным форматом, файлы которого могут использоваться при создании Web-страниц. На Web-странице мож но разместить как отдельные элементы, так и разработать практически всю страницу целиком на основе технологии Flash. Чтобы это сделать, необходимо в HTML-код страницы вписать несколько строк. При этом, если окажется, что Web-браузер пользователя не имеет средств для просмотра SWF-файлов, то он предложит загрузить из сети нужный элемент управления ActiveX. Такую загрузку нужно произвести только один раз.Flash – это технология анимации для WEB. Особенностью flash-роликов является то, что файл не несет в себе реальной анимации (т.е. последовательности кадров), а содержит лишь сценарии и команды. Это позволяет существенно снизить размер файла, однако требует загрузки центрального процессора, и, если ролик сложный, а процессор слабый, то это может снизить скорость прокрутки ролика. Flash позволяет создавать интерактивные (т.е. реагирующие на действие пользователя) панели. Это одна из фундаментальных возможностей. Во Flash можно создавать вложенные меню и кнопки с любым внешним видом и поведением.
Еще одно применение Flash вытекает из
векторности графики. Цветные сложные схемы во Flash-формате занимают гораздо
меньше места, чем в привычных растровых форматах – JPEG или GIF. При этом
любой кусок схемы можно увеличить стандартными средствами управления Flash
(качество картинки при этом не ухудшается).
Но
недостаток векторной графики в том, что нельзя
вывести размытия и тени, поэтому она серьезно проигрывает растру по
качеству (фотография
при сохранении заметно проигрывает в качестве).
Интернет страницы, оформленные при помощи
флэш-технологии, выглядят очень красочно. Однако есть ситуации в которых
лучше ограничить использование
Flash.
Во-первых, сайт, целиком сделанный на
Flash, не
индексируется поисковыми системами. С точки зрения, например Яндекса или
Рамблера на таком сайте ничего нет. Это значит, что пользователи вряд ли
найдут ваш сайт через поисковые системы.
Flash plug-in не включен в стандартную поставку
браузеров. В связи с этим, неопытных пользователей может смутить
необходимость установки дополнительных модулей для браузера. Такие
пользователи рискуют вообще ничего не увидеть вместо флэш-заставки. Чтобы
избежать таких проблем, интернет-страницы снабжают автоопределением наличия
флэша на компьютере. Если флэш-плагина нет, то вместо флэш
заставки выводится что-нибудь другое.
| ||||||||||||||||||||||||
|